Оборудование ВОЛС

 +7 (495) 505-5722
+7 (495) 745-9393
fopc@fopc.ru
  

Контакты:

   
скачать прайс-лист fopc@fopc.ru
Телефон:  Тел.: +7 (495) 505-57-22
Телефон:  Тел.: +7 (495) 745-93-93
   
скачать прайс-лист Сварка оптоволокна, рефлектометрия.
В продаже имеется широкий ассортимент шнуров оптических, патч-кордов, пигтейлов, оптических розеток, оптических кроссов, серверных стоек.
  

 

arrow Новости IT arrow Этот безумный мир
Этот безумный мир Печать E-mail
оптоволокно москва новостиНа протяжении всего года каждая редакционная колонка принадлежала перу того или иного журналиста изданий группы ComNews или приглашенного эксперта. А итоговый материал мы решили написать сообща, вспомнив основные события, которые потрясли, удивили, заинтриговали или обрадовали игроков телекоммуникационного, вещательного и ИТ-рынков России в 2012 г.


Большой брат-демократ

События российской политической осени 2012 года доказали, что даже лучшая веб-трансляция с избирательного участка не делает будущего президента или депутата слугой народа. Но в начале года всеобщую веб-камерализацию российский истеблишмент продал нации как решительный шаг в демократизации страны. Поэтому для многих связистов зима 2012 г. стала героической военной кампанией, звездным часом честной службы. Задача "партии и правительства" была выполнена качественно и в срок. Поставить компьютер и по паре-тройке веб-камер в каждый из более 90 тыс. избирательных участков, подвести к ним каналы 512 кбит/с, наладить программно-аппаратные комплексы по всей России стоило больше 11 млрд. рублей. Эти деньги не были потрачены зря. Камеры пригодились власти на выборной губернаторской кампании осени 2012 года. Хотя как о панацее демократизации о них уже никто не говорил.
Есть надежда, что в будущих честных делах всероссийская "веб-камерализация" послужит российскому народу и бизнесу. Национальный оператор "Ростелеком" и множество его партнеров, построив тысячи километров новых каналов связи и десятки тысяч ИТ-систем, получили новые возможности. Их с успехом можно использовать в школьном, больничном, жилищно-коммунальном, других секторах. При любой власти.

Слабая олигополия

Десятки российских операторов связи средней руки называют появление в 2012 году. в России коммерческих LTE-сетей преддверием тотальной рыночной олигополии. Абоненты начали массово сетовать на снижение качества услуг традиционных сотовых сетей, на отсутствие обещанных скоростей и пригодных устройств в первых 4G-сетях.
В июле компании "большой четверки" (МТС, "ВымпелКом", "МегаФон" и "Ростелеком") были объявлены победителями конкурса на частоты в диапазоне 791-862 МГц для развертывания федеральных сетей LTE, дополнительно получив полосы в 2,5-2,69 ГГц. Каждый из них обязан ежегодно с 2013-го по 2019 год инвестировать не мене 15 млрд рублей (около $0,5 млрд) в развитие 4G-инфраструктуры, развернув в итоге сети во всех городах с населением 50 тыс. человек и более, допуская конкурентов к инфраструктуре LTE-сети. То есть будущее LTE "четверки" не дойдет до трети населения России. А уже к концу года стало ясно, что предоставление 4G-инфраструктуры конкурентам - фактически миф.
Но и о настоящей олигополии в российской связи говорить пока не приходится. Региональные сотовые операторы обслуживают в России более 18% абонентов и намерены удержаться в бизнесе. Еще до конкурса федеральными частотами для развертывания LTE обладали компании "Скартел" (Yota) и "Основа Телеком". Первая, правда, входящая теперь в холдинг с "МегаФоном", открыла LTE в крупных российских городах, вторая начала строить LTE-сети в 20 малых городах страны. Компании российской Tele2, ШПД-операторы "Сумма Телеком" и ТТК имеют некоторые шансы добиться LTE-частот в средних и верхних диапазонах. Наконец, решение ГКРЧ обязывает победителей первого российского LTE-конкурса оплатить конверсию частот объемом около 100 млрд рублей, что тоже при наличии политической воли дает шанс на сохранение конкурентного LTE-поля. Интрига битвы на нем вполне раскроется в 2013 году.

Административная революция

Для зарегулированного рынка связи России смена отраслевого министра всегда была потрясением. В мае 2012 года Николай Никифоров из Татарстана сменил в кресле министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, и в Минкомсвязи началась кадровая чехарда, которая продолжается до сих пор. Вслед за Щеголевым здание на Тверской, 7, покинули все заместители министра (не считая "вечного"
статс-секретаря в ранге замминистра Александра Маслова), причем двое - Илья Массух и Наум Мардер - отвесили на прощание немало нелицеприятных слов в адрес новой команды.
Новый глава министерства затеял его реструктуризацию, поменяв названия большинства департаментов (правда, сохранив многие из прежних отделов внутри каждого из них). Вместе с ушедшими в прошлое названиями департаментов стали исчезать и их прежние директора.
Минкомсвязи начало массовый набор новых сотрудников и руководителей. По данным десятка людей, прошедших собеседование, всей кадровой политикой министерства рулит замминистра связи Денис Свердлов, пришедший из Yota (собеседования со всеми претендентами на руководящие посты проводит лично он). Сразу несколько человек пересказали озвученную им идею превратить Минкомсвязи в "проектный офис".
Вместо традиционной схемы работы, при которой профильный замминистра поручает определенную работу тому или иному департаменту, он хочет сделать так, чтобы начальники и сотрудники различных департаментов и отделов собирались в матричную структуру под каждую конкретную задачу. Такой подход неплохо работает в коммерческих компаниях (прежде всего - в малых, приближающихся к уровню средних), но для государственного органа он сродни административной революции. Если все это действительно так, и если Денису Свердлову удастся перекроить Минкомсвязи, он может войти в историю государственного управления не только России, но и мира.

Вялый "Бриз"

Прошедший год ознаменовался двумя аварийными запусками спутников в интересах российских заказчиков, притом что их было всего три. В августе 2012 года разгонный блок "Бриз-М" производства ГКНПЦ им. Хруничева не смог вывести на орбиту заказанный отечественным оператором "Космическая связь" спутник "Экспресс-МД2", похоронив вместе с ним и индонезийский космический аппарат Telkom 3 (также произведенный в РФ, в ИСС им. Решетнева). Авария при запуске аппаратов "Экспресс-МД2" и Telkom 3 произошла спустя год после потери в августе 2011 г. самого мощного и дорогого российского спутника "Экспресс-АМ4". 14 августа премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел совещание по проблемам в космической отрасли, на котором выразил недовольство чередой неудач с запусками. Сразу после этого совещания генеральный директор ГКНПЦ Владимир Нестеров подал в отставку.
8 декабря "Бриз-М" вызвал проблемы при запуске спутника "Ямал-402" (заказчик ОАО "Газпром космические системы"), полностью созданного французской фирмой Thales Alenia Space (TAS). Спутник отделился от разгонного блока на четыре минуты раньше запланированного. К счастью для заказчика, "Ямал-402" произведен за рубежом, поэтому имеет на борту апогейный двигатель. Сразу после нештатного выведения TAS взяла "Ямал-402" под управление и начала серию дополнительных включений апогейного двигателя. Маневры прошли успешно, и в начале 2013 г. "Ямал-402" должен вступить в коммерческую эксплуатацию.
Правда, дополнительные включения апогейного двигателя привели к незапланированному расходу топлива, что уменьшит срок службы спутника на несколько лет.
Если ГКНПЦ им. Хруничева и Роскосмос и на этот раз не извлекут урока из аварийной работы разгонного блока "Бриз-М", они рискуют лишиться существенной части зарубежных заказчиков. Между тем каждый коммерческий запуск ракеты-носителя "Протон-М" с "Бризом-М" приносит "Хруничеву" и российской казне $90-95 млн.

Цифровая перестройка

Минувший год стал знаковым и для телевещательной отрасли: был осуществлен перевод эфирного цифрового телевидения на новый стандарт - DVB-T2. Изначально переход на DVB-T2 был запланирован на 2015 год, но распоряжением правительства РФ №287-р от 3 марта 2012 года срок внедрения этого стандарта был перенесен с 2015-го на 2012 год.
Тогда же, в марте, ФГУП "Российская телерадиовещательная сеть" (РТРС - исполнитель ФЦП) приступило к вещанию первого мультиплекса (пакет из восьми обязательных каналов) в Республике Татарстан. С этого момента началось массовое подключение и остальных регионов. Старт вещания был омрачен проблемой дефицита цифровых приставок и телевизоров, оснащенных приемниками DVB-T2.
В декабре 2012 года Роскомнадзор провел конкурс среди телеканалов на формирование второго мультиплекса. В него вошли телеканалы всех крупнейших российских медиахолдингов: "РЕН ТВ", "ТВ Центр", СТС, "Домашний", "Спорт" (производства ВГТРК), "Спорт Плюс" (производства "НТВ-Плюс"), "Звезда", "Мир", ТНТ и "Муз-ТВ". Строительство инфраструктуры для второго мультиплекса планируется начать в следующем году.
Что касается третьего цифрового мультиплекса, куда войдут в основном региональные телеканалы, то Роскомнадзор планирует определить сроки и принципы его формирования до марта 2013 года.

Метаморфозы "МегаФона"

Прошедший год оказался непростым для всех операторов "большой тройки", но больше всего событий произошло в ОАО "МегаФон", которое преподнесло сразу несколько сюрпризов. В апреле компанию покинул гендиректор Сергей Солдатенков, руководивший ею без малого девять лет. Назначение на его место "медийщика" Ивана Таврина подогрело разговоры о возможном выходе оператора на IPO. Действительно, после длительного периода подготовки "МегаФон" все-таки разместился на Лондонской бирже. Хотя торги GDR "МегаФона" начались ниже заявленной цены в $20 за бумагу (с момента начала торгов минимальная цена за бумагу составила $19,54, максимальная - $19,74), IPO было признано успешным. Глава шведско-финской TeliaSonera - одного из акционеров российского оператора – купил 100 тыс. GDR "МегаФона"

на $2 млн. А к концу года стало известно, что и Иван Таврин стал миноритарием "МегаФона", купив в рамках опциона 1,25% компании по цене IPO. Покупка обошлась ему в $155 млн.
В преддверии IPO "МегаФон" стал частью холдинговой структуры Garsdale, основным акционером которого является "АФ Телеком" Алишера Усманова. Структуры Усманова внесли в Garsdale 50% "МегаФона" и 100% "Скартела", получив взамен 82% акций холдинга. Оставшиеся 18% достались бывшим совладельцам "Скартела" - фонду Telconet Сергея Адоньева и Альберта Авдоляна (13,5%) и "Ростехнологиям" (4,5%).

Отмена "мобильного рабства"

Дмитрий Медведев выступает с директивами для телекоммуникационного рынка нечасто, зато очень эффектно. В апреле 2012 года он потребовал освободить россиян от "мобильного рабства", внедрив принцип

переносимости номера при смене сотового оператора (mobile number portability – MNP). В конце мая, через неделю после вступления в должность нового министра связи и массовых коммуникаций Николая

Никифорова, Минкомсвязи опубликовало законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", предложив запустить MNP с января 2014 года. Изначально проект не требовал привлечения

дополнительных средств из федерального бюджета, однако предусматривал, что расходы самих операторов составят в общей сложности до $400 млн. В сентябре помощник президента РФ и экс-глава Минкомсвязи

Игорь Щеголев раскритиковал законопроект за то, что он способен помешать федеральным операторам выполнять более важные задачи по развитию сетей связи, в которых заинтересовано государство. Тем не

менее в ноябре 2012 года депутаты внесли законопроект в Думу, ускорив внедрение MNP. И если верить букве этого закона, всего через год, именно в декабре 2013 года, эта услуга станет доступна

россиянам.
За оставшееся время, полагают депутаты, операторы должны успеть модернизировать сети подвижной, зоновой, междугородной и международной связи, внести изменения в договорные отношения между собой и

проинформировать о новой услуге абонентов. Законопроект предусматривает, что операторы при заключении с абонентом договора об оказании услуг с использованием уже имеющегося у него номера смогут

взимать с него разовую плату в размере не более 100 рублей. Оператором базы данных перенесенных номеров станет федеральный орган исполнительной власти в области связи, деятельность которого будет

финансироваться за счет средств резерва универсального обслуживания: 500 млн рублей в качестве единовременной выплаты и по 300 млн рублей ежегодно на текущие затраты.

"Черные списки" Роскомнадзора

Несколько месяцев не утихали разговоры вокруг принятия закона №436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", окрещенного в народе как закон "о черных списках". Закон

инициировала Лига безопасного Интернета еще в начале прошлого года, но потребовался целый год, чтобы идея блокировки сайтов, содержащих детскую порнографию, пропаганду наркотиков и суицида, обрела юридическую форму. Первая редакция закона была настолько размытой и незрелой, что летом 2012 года законопроект был значительно изменен в соответствии с полученными отзывами от правительства и интернет-общественности. Общественные деятели и представители Рунета предсказуемо восприняли инициативу чиновников в штыки, обвинив их в установлении интернет-цензуры и попытках давления на оппозицию. Интернет-хостеры и провайдеры доступа осторожно отмечали, что внедрение систем, которые позволят анализировать трафик и вовремя блокировать нелегальные сайты, дорого обойдется компаниям.

Тем не менее закон о "черных списках" был принят и вступил в силу с 1 ноября 2012 года. Практически мгновенно в его реализации было найдено слабое место. Дело в том, что Минкомсвязи на момент вступления ФЗ-436 в силу так и не решило, кто же будет оператором реестра сайтов, попадающих в список как автоматом, так и по решению суда. Роскомнадзор регулярно противоречил сам себе, то заявляя, что сам будет единственным оператором, то обещая привлечь к управлению реестром сторонние компании. В результате первое время реестр лихорадило: оказывались заблокированными добропорядочные сайты, провайдеры не получали уведомления о включении и исключении доменов из списка и т.д. Наконец в декабре Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Роскомнадзор утвердили перечень требований по ведению реестра запрещенных сайтов и предложили заменить блокировку сайта на ограничение доступа к странице с запрещенной информацией. Документ был направлен на рассмотрение правительства.
Эти события нам, журналистам ComNews, запомнились больше других, показались максимально значимыми в 2012 году. Они характеризуют его как насыщенный, непростой, динамичный и интересный год перемен. Любопытно, что многие ключевые события в стране были так или иначе связаны с Интернетом, потому что связь - наше все. Нам было нескучно, надеемся, что читателю тоже. Ждем встречи с вами в новом, 2013-м, году. Оставайтесь на связи!

 

Источник: © ComNews